Раздел 2. Вопрос 2. (17) Правовое регулирование защиты информации в Российской Федерации.
Активное использование средств обработки и передачи информации, развитие новых технологий вызывает существенные изменения в экономической, политической и иных сферах общественной жизни. Многими исследователями ставится вопрос о формировании нового – информационного – типа общества, идущего на смену индустриальному обществу. В связи с этим в последние годы резко возрос интерес к юридическим аспектам общественных отношений, возникающих и существующих в области информации.
Конституция РФ является основным источником права в области обеспечения информационной безопасности в России.
Согласно Конституции РФ:
-каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (статья 23);
-сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (статья 24);
-каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (статья 29);
каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (статья 42).
Информация – один из видов объектов гражданских прав, предусмотренных ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, однако в самом Гражданском кодексе нет определения понятия «информация».
Толкование понятия «информация» содержится в федеральном законе от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ. Данный нормативный акт толкует информацию как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Ключевым моментом законотворчества в данной области является осознание необходимости защиты любых информационных ресурсов и информационных технологий, неправомерное обращение с которыми может нанести ущерб их собственнику, владельцу, пользователю или иному лицу и даже государству.
Говоря о правовом регулировании защиты информации, важно определить, что законодатель понимает под «защитой информации». Толкование понятия «Защита информации» приводится в Положении «Об особенностях оценки соответствия продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством российской федерации иной информации ограниченного доступа, и продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, предназначенной для эксплуатации в загранучреждениях российской федерации, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. № 226.
Так, защита информации - это комплекс правовых, организационных и технических мер, направленных на обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, и (или) иных сведений ограниченного доступа от неправомерного распространения, предоставления доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, иных неправомерных действий в отношении таких сведений.
Основным законодательным актом в России, регулирующим отношения в информационной сфере, является Федеральный закон от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ. Данный федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий, обеспечении защиты информации.
Так же защита информации регулируется и Федеральным законом от 29.07.2004 г. «О коммерческой тайне» № 98-ФЗ и Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» № 5485-1.
ФЗ «О коммерческой тайне» регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства. Закон «О государственной тайне» регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
Ответственность за правонарушения в сфере защиты информации устанавливается в порядке: защиты нравственности и духовности личности, общества, государства от воздействия недоброкачественной, ложной информации и дезинформации; защиты личности в условиях информатизации; защиты информации и информационных ресурсов от несанкционированного доступа .
Таким образом, за нарушение законодательства в сфере информации предусматривается дисциплинарная, административная, гражданско-правовая или уголовная ответственность.
Особенности установления ответственности за правонарушения в сфере защиты информации основываются на особенностях и юридических свойствах информации, информационных технологий и средств их обеспечения.
При рассмотрении вопроса правового регулирования защиты информации можно сказать, что на сегодняшний момент российское законодательство в области защиты информации не достаточно устоявшееся и сильно отстает от научно-технического прогресса. Терминология, которая используется при регулировании отношений, возникающих в области защиты информации, до сих пор в значительной мере не отработана.