(ок. 313—215 до н. э.)
Древнекитайский философ. Представитель традиционной конфуцианской школы. В своем религиозном скептицизме был более последовательным, чем Конфуций. Создал первую в истории Китая целостную интерпретацию классических текстов Пятиканония (У цзин).
• Беды приходят тогда, когда люди в своей лени забывают заботиться о себе.
• ...без зажиточной жизни в народе не воспитаешь добрых качеств...
• Благодаря чему люди могут жить сообща? Отвечаю: благодаря разделению обязанностей. Благодаря чему возможно это разделение? Отвечаю: благодаря чувству долга.
• Бывают случаи, когда методы правления прекрасны, а в стране - смута; но с древности и до наших дней не было слышно, чтобы смута существовала при совершенном правителе.
• В боевом сражении самое трудное - это превратить обходной путь в прямой, превратить неблагоприятную обстановку в преимущество. Поэтому, если заставить врага пойти кружным путем и заманить его выгодой, даже если выступил после него, прибудешь раньше него. Это - понимание тактики окружного и прямого.
• В конечном счете, если люди в своем поведении думают только о поклонении небу, о поклонении природе, они упускают возможность познать сущность всех вещей.
• В сражении само по себе численное превосходство не дает преимущества. Не надо идти в атаку, опираясь только на голую военную мощь.
(ок. 313—215 до н. э.)
Древнекитайский философ. Представитель традиционной конфуцианской школы. В своем религиозном скептицизме был более последовательным, чем Конфуций. Создал первую в истории Китая целостную интерпретацию классических текстов Пятиканония (У цзин).
• Беды приходят тогда, когда люди в своей лени забывают заботиться о себе.
• ...без зажиточной жизни в народе не воспитаешь добрых качеств...
• Благодаря чему люди могут жить сообща? Отвечаю: благодаря разделению обязанностей. Благодаря чему возможно это разделение? Отвечаю: благодаря чувству долга.
• Бывают случаи, когда методы правления прекрасны, а в стране - смута; но с древности и до наших дней не было слышно, чтобы смута существовала при совершенном правителе.
• В боевом сражении самое трудное - это превратить обходной путь в прямой, превратить неблагоприятную обстановку в преимущество. Поэтому, если заставить врага пойти кружным путем и заманить его выгодой, даже если выступил после него, прибудешь раньше него. Это - понимание тактики окружного и прямого.
• В конечном счете, если люди в своем поведении думают только о поклонении небу, о поклонении природе, они упускают возможность познать сущность всех вещей.
• В сражении само по себе численное превосходство не дает преимущества. Не надо идти в атаку, опираясь только на голую военную мощь.
• В учении нельзя останавливаться.
• Вершина опыта - одолеть врага, не сражаясь с ним. Лучший способ - бороться со стратегией противника, немного хуже - бороться с его союзниками, еще немного хуже - воевать с его солдатами, самый плохой - нападать на его города.
• Взимание непомерных налогов - это путь, вызывающий разбой, обогащение врага, путь, приводящий к гибели государства.
• Вместо того чтобы возвеличивать небо и размышлять о нем, не лучше ли самим, умножая вещи, подчинить себе небо? Вместо тoro чтобы служить небу и воспевать его, не лучше ли, преодолевая небесную судьбу, самим использовать небо в своих интересах?
• Война - это великое дело государства, основа жизни и смерти, Путь к выживанию или гибели. Это нужно тщательно взвесить и обдумать.
• Война — это путь обмана.
• Война любит победу и не любит продолжительности.
• Высшее пресуществление войны - разрушить планы врага; затем - разрушить его союзы; затем - напасть на его армию; и самое последнее - напасть на его укрепленные города.
• Готовность пожертвовать собой ради выполнения долга есть основа поддержания жизни.
• Дурные качества и поступки человека зависят от него самого.
• Если будешь поступать слишком жестоко, тебя постигнет неудача; если же будешь действовать слишком мягко, сам окажешься в оковах.
• Если должность и дела среди людей не разделены, возникает несчастье: люди стремятся делать лишь то, что им выгодно, и борются за заслуги.
• Если не знаешь, каковы твои дети, посмотри на их друзей.
• Если те, кто стоит над людьми и правит ими, не богаты и не щедры, они не смогут управлять теми, кто находится внизу.
• Если хочешь видеть, что было тысячу лет назад, вникай в современность; если хочешь познать огромное множество вещей, начинай их изучение с одной или двух.
• Если человек старательно занимается сельским хозяйством и бережет добро, то Небо не в состоянии ввергнуть его в нищету.
• Есть шесть типов злополучных армий: бегущая, распущенная, тонущая, разрушающаяся, беспорядочная и разгромленная. Эти шесть не от Неба и Земли, а от ошибок полководца.
• Жизнь в стаде без разделения обязанностей приводит к соперничеству.
• Заниматься делом - это то, что ненавидят люди; заслуги и власть - вот то, что они любят.
• Земляной червь не имеет острых когтей и клыков, у него нет крепких мышц и костей, и все же на поверхности он питается пылью, а под землей — пьет подземную воду. Это происходит потому, что он весь — старание! Краб имеет восемь ног и две клешни, однако он поселяется в уже готовых ходах, сделанных змеями и угрями, — другого пристанища у него нет. Это происходит потому, что краб нетерпелив. Поэтому тот, кто не имеет глубоко скрытых желаний, не сможет обладать блестящей мудростью; тот, кто не отдается целиком делу, не будет иметь блестящих успехов.
• Изучение обычаев меняет стремления, а по истечении длительного времени меняет природу.
• Когда видишь хорошее, следует отнестись к нему почтительно и проверить, есть ли у тебя эти качества. Когда видишь плохое, следует отнестись к нему с презрением и проверить, нет ли у тебя этих качеств.
• Когда задают неприличный вопрос, отвечать на него не следует. Когда рассказывают о неприличном, не следует задавать вопросов. Когда рассказывают неприличные вещи, не следует слушать.
• Когда не обращают внимания на критику и похвалу народа и спокойно мирятся с потерей его симпатий - это недостойный путь управления страной.
• Когда совершенный человек обладает большими знаниями да к тому же ежедневно проверяет себя и анализирует свое поведение, тогда он мудр и не совершает ошибок.
• Когда у человека много свободного времени, он немногого достигнет.
• Когда человек вежлив и уступчив, это противоречит его природе.
• Любовь и уважение к людям, уступчивость и покладистость составляют основу спокойствия.
• Многие люди считают, что существуют духи. Это происходит оттого, что у них собственная душа находится в смутном и неопределенном состоянии.
• Мудрых и способных людей надо выдвигать на должности независимо от их положения; ленивых и неспособных людей нужно немедленно отстранять от должности; главных злодеев нужно казнить, не дожидаясь их перевоспитания; обычных, средних людей нужно воспитывать, не дожидаясь, когда к ним придется применить меры наказания.
• Музыка — источник радости мудрых людей, она способна вызвать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи.
• Народ легко заставить быть единым в своих стремлениях, если выбрать для этого правильный путь, но нельзя совместно с ним обсуждать это.
• Не поднявшись на высокую гору, не узнаешь высоты неба. Не взглянув в глубокое ущелье в горах, не узнаешь толщины земли. Не услышав заветов предков, не узнаешь величия учености.
• Не полагайся на то, что враг не придет, полагайся на средства, которыми располагаешь, чтобы принять его. Не полагайся на то, что враг не нападет; полагайся на то, чтобы наши позиции были неуязвимы для нападения.
• Небо родит простолюдинов не для правителя, оно возводит на престол правителя для простолюдинов.
• Необходимо искать шпионов врага, которые пришли шпионить против нас. Соблазни их выгодой, возьми к себе и удержи их. Так можно приобрести и использовать двойных агентов. Благодаря полученным от них сведениям, можно присвоить местных и внутренних шпионов. благодаря полученным от них сведениям, невозвратимые шпионы могут распространить заблуждения, тем самым обманывая врага. Благодаря полученным от них сведениям, можешь использовать возвращающихся шпионов, когда потребуется.
• Нет более быстрого пути к овладению знаниями, чем искренняя любовь к мудрому учителю.
• Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это - результат воспитания.
• Нужно учиться до старости и смерти, когда учение прекращается само.
• Одержать сто побед в ста битвах - это не вершина воинского искусства. Повергнуть врага без сражения - вот вершина.
• «Одобрение и порицание — вот что я называю человеческими наклонностями, — сказал однажды Чжуанцзы. — Я называю человеком без человеческих наклонностей того, кто не позволяет утверждением и отрицанием ущемлять себя внутри, следует тому, что само по себе таково, и не пытается улучшить то, что дано жизнью». Человек по своей природе зол, его добродетельность порождается практической деятельностью.
• Полагаться на законы и к тому же понимать их положения - только так можно добиться согласия.
• Полководец - это поддерживающая опора государства. Если его знания крепки, государство обязательно будет сильным. Если в опоре появятся трещины, государство неизбежно ослабеет.
• Породистый скакун одним прыжком не сможет покрыть расстояния в тысячу ли. На кляче можно преодолеть это расстояние за десять дней, если не останавливаться на полпути.
• Правила поведения служат для поддержания существования.
• Правителя можно сравнить с лодкой, а народ — с водой: вода может нести лодку, а может ее и опрокинуть.
• Пребывая в порядке, ожидай беспорядка; в спокойствии ожидай шумного. В этом путь управления разумом.
• При рождении совершенный человек не отличается от других. Он отличается от остальных тем, что умеет опираться на вещи.
• Природа войны такова, что главным фактором является оперативность.
• Пусть даже человек от природы и обладает прекрасными свойствами и мудростью — он должен еще получить мудрого учителя и следовать ему, он должен выбирать себе в друзья хороших людей и дружить с ними.
• С тем, кто любит спорить, не надо вступать в пререкания.
• Самая лучшая война - разбить замыслы противника; на следующем месте - разбить его союзы; на следующем месте - разбить его войска.
• Сила, не знающая противника, помогает подчинять людей.
• Сначала будь как невинная девушка — и противник откроет у себя дверь. Потом же будь как вырвавшийся заяц — и противник не успеет принять мер к защите.
• Спрашиваешь, как управлять государством? Отвечаю: мудрых и способных нужно выдвигать на должности независимо от их положения и происхождения; лживых и неспособных людей нужно немедленно отправлять в отставку.
• Средством, благодаря которому просвещенные правители и мудрые полководцы выступали и покоряли других, а их достижения превосходили многих, было упреждающее знание. Упреждающее знание нельзя получить от демонов и духов, нельзя получить из явлений или небесных знамений; оно должно быть получено от людей, ибо есть знание подлинного положения противника.
• Ставить на первое место долг, а затем выгоду - почетно, ставить на первое место выгоду, а затем долг - позорно.
• Сто раз сразиться и сто раз победить — это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего — покорить чужую армию, не сражаясь.
• Стратегия ведения войны такова: если сил в десять раз больше, чем у врага, окружи его; если в пять раз больше, атакуй его; если в два раза больше, раздели свои силы. Если силы равны, можешь с ним сразиться. Если сил меньше, перехитри его. Если тебя превосходят, избегай его. Поэтому упорствующий с малым, станет пленником большого.
• Так, армия любит побеждать и не любит затяжной войны. Поэтому, полководец, понимающий войну, является хозяином судеб людей, хранителем безопасности государства.
• Те, кто недостаточно понимают опасности войны, не могут понять и выгоду от войны.
• То, что происходило тысячу лет назад, непременно возвращается; таково древнее постоянство.
• То, что совершается без участия труда человека, и то, что он получает помимо своих желаний, составляет деятельность неба... Когда человек отказывается делать то, что ему предназначено, и ждет, что небо сделает все за него, — он заблуждается.
• Тому, кто первым приходит на поле сражения и ожидает врага, будет легко; тот, кто приходит после и должен спешить в бой, будет утомлен. Поэтому тот, кто преуспел в войне, подчиняет других и не дает подчинить себя.
• Тот, кто знает врага и знает себя, не окажется в опасности и в ста сражениях. Тот, кто не знает врага, но знает себя, будет то побеждать, то проигрывать. Тот, кто не знает ни врага, ни себя, неизбежно будет разбит в каждом сражении.
• Тот, кто знает, когда он может сражаться, а когда не может, будет победителем.
• Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг; тот, кто мне льстит, - мой враг.
• Управлять многими — то же, что управлять немногими. Дело в организации.
• Учение доходит до предела в действии.
• Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания!
• Физический труд — это то, что служит добродетели.
• Человек в силе уступает быку, в способности бегать уступает лошади, однако он заставляет служить себе и быка, и лошадь. Почему это происходит? Отвечаю: благодаря способности людей жить сообща, в то время как бык и лошадь не обладают этой способностью.
• Человек должен делать те дела, которые хотя и требуют тяжелого физического труда, но успокаивают его разум.
• Человек по своей природе зол, его добродетель порождается практической деятельностью.
• Чем думать только о поклонении естественным явлениям и вещам, не лучше ли заняться установлением их сходства и различия с тем, чтобы не допускать ошибок?..
• Я слышал об успехе быстрых военных походов, и не слышал об успехе затяжных. Ни одно государство не извлекло выгоды из длительной войны.